Сфера общественного питания относится к направлениям бизнеса, которые стабильно пользуются спросом. При этом начинающие предприниматели часто отдают предпочтение развитию своего дела по модели франшизы. Однако она не гарантирует успеха, для достижения которого необходимо, прежде всего, тщательно проанализировать предложения и сделать взвешенный выбор.
Прежде чем подбирать конкретную франшизу, стоит определиться с форматом заведения:
- Фастфуд – высокая проходимость, быстрый оборот, но высокая конкуренция. Подходит для людных мест, ТЦ и улиц с трафиком.
- Кофейня – относительно небольшие вложения, стабильный спрос, но крайне важно расположение и качество.
- Кафе/ресторан – требует больших вложений, но может приносить высокий доход. Важны концепция, меню и уровень сервиса.
- Доставка еды – растущий сегмент, меньше затрат на аренду помещения, но рынок очень конкурентен (особенно в крупных городах).
Определить первоначальные параметры подходящей франшизы помогут ответы на три вопроса:
- Какую сумму я готов инвестировать?
- Есть ли у меня компетенции и опыт в сфере общепита?
- Готов ли я активно заниматься бизнесом?
Далее, как и в любом другом виде бизнеса, прежде чем инвестировать в франшизу, необходимо изучить рынок:
Есть ли спрос. Насколько востребована ниша в предполагаемом городе или районе. Стоит изучить тренды, предпочтения местных жителей.
Конкуренция. Если уже много точек с подобным форматом, может быть сложно привлечь клиентов. Возможно, целесообразнее найти нишу с меньшей конкуренцией или выбрать франшизу с уникальным предложением.
Тренды в сфере общепита играют большую роль. Например, в последние годы набирают популярность экопродукты, здоровое питание и азиатское меню. Франшиза, которая соответствует текущим тенденциям, имеет большие шансы на успех.
Оценку рынка лучше проводить при помощи проверенных сервисов, которые дадут объективные результаты.
Когда предприниматель определился с форматом заведения, который соответствует трендам, убедился, что спрос есть, а конкуренция низкая, начинается поиск подходящей франшизы.
Перед подписанием договора важно убедиться в надежности франчайзера. Стоит дополнительно проверить его опыт на рынке.
Второе на что нужно обратить внимание – репутация компании. Кроме публикаций в СМИ и соцсетях, нужно изучить отзывы других франчайзи, узнать, были ли судебные разбирательства. Эти данные есть в открытых источниках.
В-третьих, для начинающего предпринимателя нелишним будет подробнее узнать об условиях поддержки: предоставляет ли франчайзер помощь в обучении персонала, маркетинге, закупках.
Финансовая модель – одна из главных составляющих бизнеса. Будущему франчайзи важно понимать, какие расходы потребуются на открытие (паушальный взнос, оборудование, ремонт, аренда, лицензии). Размер паушального взноса во многом зависит от наличия брендбука, технологических карт меню, обучения персонала и насколько активно франчайзер помогает в открытии нового предприятия. Плюс прямая зависимость от маркетинговых характеристик бренда: его масштабов, репутации и популярности у целевой аудитории.
Франшиза предполагает и ежемесячные платежи, роялти. Плюс некоторые бизнес-модели содержат скрытые расходы, такие как закупка продукции только у определенных поставщиков, дополнительные платежи за рекламу или ПО. О них лучше узнать заранее.
Договор является основой взаимоотношений между франчайзи и франчайзером. Особое внимание уделяется следующим пунктам:
- Права и обязанности сторон. Что именно франчайзер предоставляет, и какие условия должен выполнять франчайзер. Например, в некоторых моделях нельзя самостоятельно добавлять или убирать позиции из меню, внедрять маркетинговые акции и разрабатывать рекламные материалы.
- Условия выхода из бизнеса. Есть ли штрафы за расторжение договора, можно ли продать бизнес.
- Ограничения. Иногда франчайзер запрещает открытие аналогичного бизнеса в течение нескольких лет после прекращения сотрудничества.
Не стоит спешить с принятием решения и подписывать договор, не оценив риски, без тщательной проверки его условий. Детальный бизнес-план позволит понять, когда окупятся вложения. Какие бы многообещающие перспективы не сулили потенциальные партнеры, ответственность за рентабельность – на предпринимателе. Поэтому перед принятием решения лучше провести самостоятельные расчеты и оценить сколько денег потребуется для старта и на первых этапах работы. Стоит сравнить платежеспособность ЦА и средний чек будущего заведения, оценить возможны риски, такие как сезонность, конкуренция и пр.
Обратите внимание, ФНС дала рекомендации по новому порядку выдачи чеков в общепите – с 1 марта их нужно распечатывать до оплаты (вместо счета).
Изображение (фото): из открытых источников